РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОРКСЭ (4 класс). Модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Скачать рабочую программу ОРКСЭ (4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  основам религиозных культур и светской этике

 4 класс

(базовый уровень)

 на 2016- 2017 учебный год

 МБОУ « Школа №166»   Советского района   г.Казани

 Составитель: учитель ОРКСЭ

Аглей Елена Андреевна

 

  1. Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа по основам религиозных культур и светской этике для 4 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

— Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Приказом МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного начального образования» (с изменениями);

— Примерной программой основного общего образования по ОРКСЭ (начальный уровень) для образовательных учреждений;

— Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и имеющих аккредитацию, утвержденный приказом МО и Н РФ № 253 от 31.03.2014г., приказом МО и Н РФ №576 от 08.06.2015г.;

— Законом РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

-Учебным планом МБОУ «Школа №166» на 2016 – 2017 учебный год;

— Образовательной программой основного общего образования МБОУ «Школа №166».

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».

Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Программа «Основы мировых религиозных культур» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», нормативно – правовой базой введения которого являются:

  1. Конституция Российской Федерации (ст. 28);
  2. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125-ФЗ;
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции от 01.12.2007 г. №309 –ФЗ;
  4. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 03. 08. 2006 г. №201);
  5. Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009г. (Пр2009 ВП-П44-4632);
  6. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11.08.2009г. (ВП-П44-4532);
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29. 10.2009г.;
  8. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 7.12.2009г., в котором одобрены примерная программа комплексного учебного курса и структура учебных пособий для школьников;
  9. «О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации (No МД-883/03) от 8 июля 2011 г.;
  10. Решение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «О проекте Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии» (No 41-1) от 17 сентября 2009 г.;
  11. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 19 сентября 2011 г. о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. курса ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации;
  12. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 — 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 4 октября 2011 г. о взаимодействии государственных образовательных учреждений и религиозных организаций в решении вопросов, связанных с преподаванием основ религиозных культур в Российской Федерации;
  13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от 18.07.2011г.;
  14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от 24.10.2011г.;
  15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089»;
  16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».

 

Рабочая программа составлена на основе  требований Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», разработанной А.Н.Сахаровым, К.А. Кочегаровым (Москва, «Русское слово», 2012).

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, среди прочего, направлен на обеспечение:

  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
  • сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Среди личностных результатов освоения основной образовательной про граммы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

 

Данная область, среди прочего, должна отражать:

  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Кроме того, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был … представлен для право славных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по

отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии».

Таким образом, для реализации целей и задач Стандарта начального общего образования в части духовно-нравственного воспитания (базирующегося, в свою очередь, на Концепции духовно-нравственного развития) обучающихся очевидна необходимость изучения основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных учреждениях вообще и в начальной школе в частности.

Без знакомства обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и нравственности реализация целей программы Духовно-нравственного развития (и соответствующей предметной области стандарта) невозможна. Поэтому курс под обобщенным названием «Основы религиозных культур народов России» может и должен быть включен в вариативную часть Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

К изучению курса можно приступать после того, как обучающиеся уже овладели (либо овладевают параллельно с изучением данного курса) основными разделами программы «Окружающий мир» и обладают основами знаний о природе, человеке и обществе, пространстве и историческом времени.

Концепция учебника базируется на следующих принципах:

  • расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;
  • комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;
  • общеобразовательный, светский характер курса.

В методическом плане при создании учебника основополагающими были следующие положения:

  • раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через конкретно-исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (так, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);
  • отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;
  • объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;
  • стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.

Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития:

  • дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;
  • сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий — представлений о добре и зле;
  • показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;
  • воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

Связи с этим данный курс предлагается изучать комплексно, без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.

 

Цели обучения

 

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Данные цели обусловливают решение следующих задач

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

 

 

 

  1. Общая характеристика предмета

 

 

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Курс включает 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы.

Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций. Учебники издательства «Просвещение» одобрены Межведомственным координационным советом при Минобрнауки России, успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, включены в Федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно- нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно- историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно — воспитательных результатов изучения православной, мусульманской, буддийской и исламской культуры школьниками являются: критерий  факта (что, в каком объёме и на каком уровне усвоено из предьявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает своё отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность  ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая тестирование, анализ продуктов деятельности  (сочинения, рисунки, рефераты, творческие работы).

 

  1. Место учебного предмета в учебном плане

 

На изучение курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе начальной школы в Базисном учебном плане отводится 34 часов.

 

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

УУД, сформированные в процессе усвоения программы

ЗНАТЬ:

  • названия мировых религий,
  • имена основателей религий мира,
  • названия основных праздников религий мира,
  • особенности священных зданий каждой из традиционных религий;

УМЕТЬ:

  • воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
  • работать с различными источниками информации;
  • осуществлять творческую деятельность;
  • овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.

 

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является сформированность следующих умений:

В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:

  • о мировых религиях;
  • об основателях религий мира,
  • о священных книгах религий мира;
  • о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
  • об искусстве в религиозной культуре.

 

 

  1. Содержание учебного предмета

4 класс

 

Тема Кол-во часов Содержание Характеристика видов деятельности учащихся
Введение в предмет 2 Возникновение  первобытных  религий. Представления древних людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение   монотеистических религий — выход человека на новый уровень нравственного  развития Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Древние предания христиан 2 Ветхий Завет — часть Библии. Сотворение  Богом  мира  и  человека. Адам  и  Ева.  Грехопадение  первых людей и их изгнание из рая. Первородный  грех.  Понятие  греха.  Свобода  выбора  человека.  Всемирный потоп. Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Возникновение христианства 2 Новый   Завет   —   часть   Библии. Евангелие  —  благая  весть.  Рождение   Иисуса   Христа.   Проповедь  Иисуса.  Любовь  к  Богу  и  к ближнему   — основа христианского  учения.  Апостолы  —  ученики  Иисуса  Христа.  Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест  и  распятие  Иисуса  Христа. Сошествие   в   ад   и   воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Христианская церковь 2 Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы — место, где  укрывались  первые  христиане. Церковь. Появление священников. Распространение   и   утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Император  Константин.  Складывание церковной организации. Монастыри  и  монашество.  Римские папы.  Разделение  единой  христианской Церкви на Католическую и Православную Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Христианство на Руси и в России 2 Русь и Византия. Владимир — креститель  Руси.  Посольства  о  вере. Крещение  Руси,  его  значение  для русской  истории  и  культуры.  Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль  Русской  православной  церкви  в  истории  России.  Сергий  Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества  при  Петре  Великом.  Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Христианские святые. Православный храм 2 Почитание святых в христианстве. Мощи  —  нетленные  останки  святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский — один из  самых  почитаемых  святых  Русской православной церкви.  Храм, его  место  в  жизни  христианина. Первые христианские храмы   на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Христианские праздники и таинства 2 Церковное  богослужение,  его  распорядок и связь с событиями земной  жизни  Иисуса  Христа.  Церковные праздники. Рождество Христово и  Рождественский  пост. Крещение   Господне   и   Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный  христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Католичество 1 Католичество — самое распространенное христианское учение   на Земле.  Рим  —  главный  город  для католиков всего   мира. Ватикан. Римский папа — глава Католической  церкви.  Кардиналы.  Понятие «чистилище».   Франциск Ассизский.  Мать  Тереза.  Уния  и  униатская церковь Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Протестантизм 1 Понятия протестантизма и реформации.  Мартин Лютер.  Основные положения  протестантского  вероучения.  Борьба  между  католиками и протестантами. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Пророк Мухаммад и возникновение ислама 2 Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра — уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского  государства.  Понятие  шариата. Смерть Мухаммада Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Во что верят мусульмане 2 Аллах — творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки — посланники  Аллаха.  Коран  —  священная книга мусульман. Сунна — книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Мусульманские обряды и обычаи 2 Мусульманский  календарь  и  мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан  в  жизни  мусульман.  Мусульманские  праздники:  Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения,  Ночь могущества,  Праздник разговения, Праздник  жертвоприношения (Курбан-байрам). Пятница — самый почитаемый день недели у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Иудаизм – древняя религия евреев 2 Иудаизм — вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского  народа.  Завет,  заключенный  Авраамом  с  Богом.  Земля  Ханаанская. Рождение  Исаака. Иосиф  и  переселение  еврейского народа в Египет. Порабощение евреев египетскими фараонами. Пророк  Моисей.  Десять  казней  египетских и исход евреев из Египта. Дарование  Богом  Моисею  десяти заповедей  на  горе  Синай.  Возвращение еврейского народа в Ханаан. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское  пленение  евреев.  Возвращение  евреев  в  Иерусалим  и  построение второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народа римлянами. Расселение евреев по разным странам Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Во что верят иудеи 2 Иегова  (Яхве)  —  единый  Бог  для иудеев.  Десять  заповедей  в  жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха — свод иудейских религиозных норм и заповедей.  Вера  иудеев  в  избранничество  еврейского  народа.  Вера  в мессию. Священные книги иудеев: Танах и Талмуд Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Обычаи и обряды иудеев 2 Иудейский  календарь.  Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот. Иудейская  община.  Раввин  —  наиболее  авторитетный  иудей,  хорошо  знающий тексты священных

книг.  Синагога  —  место  собрания членов иудейской общины

Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

Кто такой Будда 2 Древняя Индия — родина буддизма.  Сиддхартха  Гаутама  —  основатель буддизма.  Четыре  встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи.  Нирвана.  Будда.  Распространение буддизма Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Во что верят буддисты 2 Четыре  благородные  истины  буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые  и  несчастливые  перерождения.  Правильная  речь,  правильное  поведение и правильное сосредоточение в  буддизме.  Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры — записи бесед и проповедей Будды Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

Направления и обряды буддизма 2 Основные   направления   буддизма  —  махаяна,  хинаяна  и  ваджраяна. Бодхисатва и шесть качеств в махаяне. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение  Будды,  Уход  Будды  на небеса и др. Игровая, познавательная, проектная, экскурсии,

круглые столы,

конференции,

диспуты,

школьные научные общества.

 

 

 

  1. Тематическое планирование

 

Тема Кол-во часов
Введение в предмет 2
Древние предания христиан 2
Возникновение христианства 2
Христианская церковь 2
Христианство на Руси и в России 2
Христианские святые. Православный храм 2
Христианские праздники и таинства 2
Католичество 1
Протестантизм 1
Пророк Мухаммад и возникновение ислама 2
Во что верят мусульмане 2
Мусульманские обряды и обычаи 2
Иудаизм – древняя религия евреев 2
Во что верят иудеи 2
Обычаи и обряды иудеев 2
Кто такой Будда 2
Во что верят буддисты 2
Направления и обряды буддизма 2

 

 


 

 

 

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

дата Тема

урока

Тип урока технологии Решаемые проблемы Виды деятельности Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Комментарий учителя
план факт Предметные  УУД Личностные УУД Метапредметные УУД  
1-2 Введение в  предмет Урок «открытия» нового знания. Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире.

Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических религий — выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Понимать причины

возникновения религиозных верований.

Уметь характеризовать понятие «душа».

Объяснять смысл

возникновения

монотеистических

религий в связи с выходом человечества

на новый уровень

нравственного

развития

Становление гуманистических и демократических

ценностных

ориентаций

Регулятивные :

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные 

выражение своих мыслей.

3-4 Древние предания христиан Урок общеметодической

направленности.

 

Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Ветхий Завет — часть  Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их

изгнание из рая. Первородный грех. Понятие греха. Дьявол (сатана).  Свобода выбора человека. Всемирный потоп.

Вавилонская башня.  Пророк Моисей и  Десять  заповедей

Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением

первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею

Десяти заповедей на

горе Синай.

Иметь представления

о христианских воз-

зрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл

грехопадения первых

людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии

природы, народов, культур и религий

Регулятивные :

саморегуляция

Познавательные:

поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

5-6 Возникновение христиан Урок «открытия» нового знания. Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Новый Завет — часть Библии. Евангелие —

благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему основа христианского учения. Апостолы — ученики Иисуса Христа.

Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа

Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Знать основные события земной жизни Иисуса Христа.

Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа.

Объяснять смысл искупительной жертвы

Христа

Развитие этических

чувств, доброжела-

тельности и эмоцио-

нально-нравственной

отзывчивости, пони-

мания и сопереживания

чувствам других людей

Регулятивные : овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

Познавательные: адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию 

7-8 Христианская церковь Урок «открытия» нового знания. Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Гонения на первых христиан в Римской  империи. Катакомбы — место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в

Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин. Складывание церковной организации

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства.

Иметь представления

об устройстве Церкви.

Характеризовать основные различия между православием

и католичеством

Формирование

целостного, социально

ориентированного

взгляда на мир в его

органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий 

Коммуникативные умение слышать, слушать и понимать партнера

9-10 Христианство на Руси и в России Урок развивающего

 контроля.

 

Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Русь и Византия. Владимир — креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси. Его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом.

Гонения на Церковь при советской власти.

Церковь в современной России

Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.

 

Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси.

Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности.

Понимать важность

христианской веры в

повседневной жизни

наших предков на протяжении многих

веков

Формирование основ российской

гражданской

идентичности, чувства гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России

Регулятивные : формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

11-12 Христианские святые. Православный храм Урок общеметодической

направленности.

 

Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Почитание святых в христианстве.  Мощи — нетленные останки святых.

Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим

Саровский — один из самых почитаемых святых Русской православной

церкви. Храм, его место в жизни христианина.

Первые христианские

храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова

Пресвятой Богородицы.

Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба,

Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах

и устройстве православного храма. Осознавать важную

роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме

Развитие этических

чувств, доброжела-

тельности и эмоционально-нрав

ственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам других людей

Регулятивные : определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

13-14 Христианские праздники и таинства Урок «открытия» нового знания. Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями  земной жизни Иисуса Христа. Церковные

праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение

Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха — главный

христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Понимать суть церковного богослужения.

Знать основные

праздники и особенности церковного календаря.

Понимать смысл основных христианских таинств и

осознавать их важность в

жизни христианина

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии

природы, на

родов, культур и религий

Регулятивные : овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления 

Познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий 

Коммуникативные: уметь вести дискуссию 

15 История католической церкви Урок общеметодической

направленности.

 

Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Католичество — самое

распространенное христианское учение на Земле. Рим — главный

город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа — глава Католической церкви. Кардиналы. Понятие чистилища. Франциск

Ассизекий. Мать Тереза. Уния и униатская церковь.

Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Иметь представление

об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире, унии и униатской церкви. Знать обрядовые и

другие отличия католичества от православия.

Характеризовать суть

понятия «чистилище».

 

Формирование целостного, социально

ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий

Регулятивные : адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя  

16 Протестантизм Урок развивающего

 контроля.

 

Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Понятия протестантизма

и реформации. Мартин

Лютер. Основные положения протестантского

вероучения. Борьба между католиками и протестантами. Распространение протестантизма в Европе и

Америке, Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Понимать причины

начала Реформации и

осознавать суть недовольства протестантов Католической

церковью. Характеризовать

основные особенности протестантского вероучения.

Знать имена крупнейших протестантских лидеров

Формирование целостного, социально

ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям 

Коммуникативные: признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

17-18 Пророк  Мухаммад и возникновение  ислама Урок «открытия» нового знания. Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Детство и юность

Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухамаду. Начало проповеди  ислама. Хиджра — уход Мухамада из Мекки в Медину.

Распространение ислама среди арабских племен.

Возникновение

мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть

Мухамада

Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Знать основные события жизнедеятельности пророка

Мухамада.

Осознавать значение

Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл

понятия «шариат

Формирование

основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину российский народ и историю России,

осознание своей этнической и

национальной

принадлежности;

формирование

ценностей

многонационального российского

общества

Регулятивные : способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

19-20 Во что верят мусульмане Урок «открытия» нового знания. Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Аллах — творец  и

повелитель мира. Ангелы и демоны.

Пророки — посланники

Аллаха. Коран — свяшенная   книга

мусульман. Сунна — книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Знать содержание

основных норм  шариата.

Иметь представления

о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире.

Понимать значение

свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку Понимать значение

Корана и Сунны в жизни мусульман

Развитие

этических чувств,

доброжелательности  и эмоционально- нравственной от-

зывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам других людей

Регулятивные : формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность

21-22 Мусульманские обряды и обычаи Урок развивающего

 контроля.

 

Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники:

Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества. Праздник разговения,

Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам).

Пятница — самый почитаемый день недели у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Характеризовать

основные особенности мусульманского

календаря.

Знать основные мусульманские праздники.

Иметь представление

об устройстве мечети

Формирование

целостного,

социально ориенти-

рованного взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии

природы, на-

родов, куль-

тур и религий

Регулятивные : саморегуляция;

оценка нравственных норм

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

23-24 Иудаизм – древняя  религия евреев Урок общеметодической

направленности.

 

Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Иудаизм — вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение

еврейского народа. Завет,

заключенный Авраамом

с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака.

Иосиф и переселение

еврейского народа в Египет. Порабощение евреев

египетскими фараонами.

Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей на горе Синай. Возвращение еврейского народа в Ханаан. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев.

Возвращение евреев в Иерусалим и построение второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народа римлянами. Расселение евреев по разным странам

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях.

 

Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение

дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в

истории иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы

иудейской религии. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире Знать основную при-

чину появления еврейского населения в России

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за свою

Родину, российский

народ и историю

России, осознание

своей этнической и на-

ционалъной

принадлежности; фор-

мирование ценностей

многонационального

российского общества

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя  

25-26 Во что верят иудеи Урок «открытия» нового знания. Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Иегова (Яхве) — единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха — свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество

еврейского народа. Вера в мессию. Священные ниги иудеев: Танах и

Талмуд

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Иметь представление

об основных взглядах

иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм

иудейского вероучения.

Объяснять смысл

представлений о богоизбранности  еврей-

ского народа

Развитие этических чувств, доброжела-

тельности и эмоциональ-

но-нравственной от-

зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации; построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

27-28 Обычаи и обряды иудеев Урок развивающего

 контроля.

 

Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Иудейский календарь,

Почитание субботы

иудеями. Иудейские

праздники: Рош-ашана,

Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин —

наиболее авторитетный

иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога — место собрания членов иудейской общины

Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Знать основные

иудейские праздники.

Характеризовать особенности иудейского

календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге

Формирование

целостного, социально ориенти-

рованного взгляда на

мир в его органичном

единстве и разнообразии

природы, народов, культур и религий

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера; оформлять свои мысли в устной и письменной речи

29-30 Кто такой Будда Урок общеметодической

направленности.

 

Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Древня Индия — родина

буддизма. Сиддхартха

Гаутама — основатель

буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома.

Странствия Сиддхартхи.

Понятие медитации.

Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Знать основные

этапы деятельности

Будды.

Иметь представление

о медитации.

Понимать значение

просветления Будды

в истории буддизма

Формирование основ российской

гражданской

идентичности, чувства гордости за

свою Родину,

российский народ и историю России,

осознание

своей этнической и национальной при-

надлежности; формирование ценно-

стей многонационального

российского обшества

Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера;готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

31-32 Во что верят буддисты Урок «открытия» нового знания. Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение

в буддизме. Йога. Три

драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сан гха. Сутры — записи бесед и проповедей Будды

Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Объяснять суть четырех благородных истин буддизма.

Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения.

Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения.

Иметь представление

о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма

Развитие этических

чувств, доброжела-

тельности  и эмоцио-

нально- нравственной

отзывчивости, пони-

мания и сопереживания

чувствам других людей

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану; способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

33-34 Направления и обряды  буддизма. Создание творческих проектов. Урок развивающего

 контроля.

 

Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, дифференцированного

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Основные направления

буддизма — маханна,

хинаяна и ваджраяна,

Бодхисатва и шесть

качеств в махаяне. Тантры — священные тексты ваджраяны. Мантры-

магические заклинания

ваджраяны. Монастыри

и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса и др.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Знать основные праздники и обряды буддизма.

Характеризовать основные направления буддизма и их

особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание

буддистами шестью

качествами в махаяне.

Иметь представление

о роли монашества и монастырей в буддизме

Формирование

целостного, социально

ориентированного

взгляда на мир в его

органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий

Регулятивные :  саморегуляция;

способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов

Познавательные:

анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения

Коммуникативные: выражение своих мыслей; признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

 

 

 


 

  1. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

К техническим средствам обучения, которые эффективно используются при изучении курса, относятся: компьютер, цифровой фотоаппарат, видеоплеер, телевизор, интерактивная доска. Для осуществления проектов (от текстовых докладов до мультимедийных презентаций) учащиеся применяют знания, полученные на уроках информатики. Особенно важно умение работать с текстовыми и графическими редакторами, искать информацию в Интернете, анализировать её, сопоставляя разные источники, и преобразовывать (именно преобразовывать, а не просто копировать). Это формирует у учащихся готовность и привычку к практическому применению информационных технологий для создания собственных продуктов.

 

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

 

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения обучающихся:

 Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения

общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

 Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и

ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

 Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для

всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

 Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

 Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек

всегда несёт ответственность за свои поступки.

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

 Совместно с учителем составлять план решения задачи.

 Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

 Средства формирования регулятивных УУД – это технология

проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,

какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники

информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и

других материалов.

 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать

факты и явления; определять причины явлений и событий.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

простой план учебно-научного текста.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять

информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

 Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в

устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

 Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к

ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог

с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять

план.

 Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи,

выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология

проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения,

перечисленные ниже.

 Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и

ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

 Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.

 Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или

религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

 Строить толерантные отношения с представителями разных

мировоззрений и культурных традиций.

 Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных

ситуаций и отвечать за него.

 Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в

учебных моделях жизненных ситуаций.

К концу обучения по данному курсу обучающийся должен:

 приобрести социальные знания (об общественных нормах, обустройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в

обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

 получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

 получить опыт самостоятельного общественного действия.

 

 

  1. Система оценивания

 

Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. В ходе изучения предмета оценки в журнал не выставляются.

Для отслеживания уровня знаний и умений используется: итоговый тест. Тестовая работа включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. При использовании тестовой формы контроля руководствуются следующими критериями оценивания:

«зачтено» —  если правильно выполнено 60% или более.

«незачтено» —  если менее 60 %

Проектная деятельность предусматривает защиту проектов в ходе, которой каждый обучающийся в конце каждого полугодия должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен. Главным моментом в проектной деятельности является – защита проекта, которая оценивается одноклассниками. Оценка в журнал также не ставится.

 

 

  1. Список дополнительной литературы

 

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В.Основы духовно — нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5. классы. — М: Просвещение,2012.
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей./А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2012. – 27 с.
  3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.4-5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений/ В.А. Тишков, Т.Д.Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. — М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
  4. Электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  5. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов)
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

 

 

  1. Приложения

 

Итоговый тест по теме: «История религий России»

 

  1. Знали ли люди в древней Руси при правлении князя Владимира о разных религиях?

а) да

б) нет

 

  1. В какой древней летописи есть рассказ о выборе новой веры?

а) «Древние летописи»

б) «Повесть временных лет»

в) «О прошлом и великом»

  1. В пользу какой религии князь Владимир сделал выбор?

а)иудаизма

б) ислама

в) христианства

  1. От какой страны была принята вера?

а) от Руси

б)от Византии

в) от Булгарии

  1. Соедини стрелками соответствия.
мусульмане Хазария
иудеи Страна Булгария
христиане Византия
Греческий философ Страны Западной Европы

 

  1. Кто на Руси был крещен первым?

а) киевляне

б) князь Владимир

в) люди других русских городов

  1. В каком году произошло Крещение Руси?

а) в 988 году до нашей эры

б) в 988 году

в) не знаю

  1. Самая могущественная и культурно развитая страна того времени?

а) Израиль

б) Русь

в) Византия

  1. Внесла ли церковь вклад в культуру, самосознание и процветание России?

а) да

б) нет

в) не знаю

  1. При ком утвердилась церковная иерархия?

а) при ПетреI

б) при князе Владимире и его сыне Ярославе

в) не заню

  1. Когда на Руси были созданы первые школы?

а) когда изобрели чернила

б) когда создали первую азбуку Кирилл и Мефодий

в) с приходом христианства

  1. В каком веке произошло нашествие иноземных завоевателе — монголов?

а) в XIII веке

б)в XII веке

в) в XIV веке

  1. До конца какого века продолжалось нашествие татаро — монгол?

а) XV века

б) XIV века

в) XIII  века

  1. Митрополит — это

а)епископ

б) глава христианской церкви

в)не знаю

  1. Как возник Троицке — Сергиев монастырь — духовный центр всей Руси?

а) собралась группа учеников Сергия Радонежского

б) построили монастырь верующие христиане и стали там молиться Богу

в) был необходим духовный центр

  1. Какой князь приехал к Сергию Радонежскому, чтобы получить благословение пере знаменитой битвой на Куликовом поле?

а)князь Ярослав Мудрый

б) Князь Владимир

в) Дмитрий Донской

  1. Какие важные события для развития Руси произошли в 1542 — 1563г, когла во главе церкви стоял митрополит Макарий?

а)_____________________________

б)__________________________

  1. Кто встал во главе Православной церкви в 1589 году?

а)Митрополит

б) Патриарх

в)Епископ

  1. Какой государственный праздник отмечается 4 ноября?

а) День победы

б) День народного единства

в) День окончания национально-освободительной страны

  1. Под предводительством_______________________________________

________________________________________________________

в 1612г ополчение освободило Москву от иноверных захватчиков.

  1. Какой собор построен на на Красной площади в честь освобождения ополчением Москвы от иноверных захватчиков?_____________________
  2. Почему произошел церковный раскол  в Русской церкви во второй половине XVII века?

а) принятие верующими других условий богослужения

б) проведение реформ

в) отказ подчиняться законам

  1. При правлении какого царя было упразднено патриаршество и церковью стал управлять государственный орган Синод?____________________
  2. В каком году было восстановлено патриаршество?

а) 1917

б) 1941

в) 1918

  1. Какое событие произошло в России в 1917 годы

а)свергнут царь

б) революционный переворот,

в) власть захватила партия большевиков

  1. В XI в. произошло разделение Христианской церкви на _____________

___________________________________________________________

  1. Восточная церковь (какая?)____________________________
  2. Западная церковь (какая?)______________________________
  3. Протестанты — это верующие___________________церкви, которые

_________________________________________________________

 

Критерии оценивания

«5» —  если правильно выполнено 90% или более.

«4» —  если 70-89%.

Менее 70-50% оценка не выставляется.

Один комментарий

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *