Описание опыта работы

Скачать Описание опыта работы

«Метапредметные связи и творческая самореализация учащихся и педагога на уроках русского языка и литературы в рамках введения государственных образовательных и профессиональных стандартов»

 Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, обусловленных требованиями закона «Об образовании», Концепцией преподавания предмета и, в целом, современными образовательными стандартами.

В широком значении этот термин означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Актуальность выбранной темы презентации методического опыта определяется тем, что использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.  Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию (зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т.д., то метапредметность должна вести к их осмыслению.

Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, сообща с учителем или одноклассниками).

На самом деле метапредметный подход в его классическом виде предполагает полный пересмотр подходов в преподавании того или иного предмета.

Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

В рамках введения государственных образовательных и профессиональных стандартов меняется вектор педагогической деятельности.

Теперь цель учителя – не просто обучить детей, но и воспитать конкурентноспособную личность.

Цель обуславливает постановку следующих педагогических задач:

— заинтересовать абсолютно каждого ученика в образовательном процессе вне зависимости от его знаний, умений и навыков;

— развивать в учащихся стремление нахождения нетрадиционных алгоритмов выполнения поставленных задач;

— большую роль в процессе оценивания отводить не итоговому результату, а процессу достижения;

— избегать ситуаций, когда учащийся может побояться ответить – следовать правилу, что любой ответ, даже неверный – уже ответ;

— создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Результатом применения метапредметных связей с условием творческой самореализации учащихся становится тот факт, что у выпускников должно быть сформировано политическое и гражданское сознание, умение самоопределяться в различных жизненных ситуациях, школьники при помощи метапредметных технологий должны научиться видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции спорят, сталкиваются и тем самым задают живое разворачивание науки, ребята смогут определить, какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где те основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты.

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов: «надпредметные умения», «метапредметные умения», «полипредметные умения».

Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древне-греческого метафизика означает «то, что после физики», и это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики». С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.

Метафизика в её различных толкованиях выступала предметом изучения как зарубежных философов — Фомы Аквинского, Канта, Хайдеггера, так и отечественных учёных — Вл.Соловьёва, П.Флоренского, С.Булгакова, Д.Андреева и др. Например, Вл. Соловьёв разработал метафизику всеединства, согласно которой смысл человека состоит в постижении первоистоков единства важнейших ценностей – истины, добра и красоты.

Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в Основных положениях единой трудовой школы и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени – самой младшей – с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогда школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году  был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное и межпредметное обучение.

Вновь проблемами метапредметного содержания образования занимаются коллективы под руководством Хуторского А.В., Громыко Ю.В. и Асмолова А.Г. В основе научной школы А.В. Хуторского лежит идея о скрытых возможностях человека и образования как средства реализации этих возможностей. Основной принцип его подхода – принцип человекоособоразности, предполагающий проектирование и реализацию таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его деятельности. Цель образования в таком случае «не освоение учебной деятельности, а самореализация ученика».

В основе концепции Ю.В. Громыко лежит мыследеятельностная педагогика или эпистемология – учение о процессах познания, которая является продолжением теории развивающего обучения В.В.Давыдова. Суть метода заключается в изучении учащимися процессов познания, освоении самой структуры знания, независимо от его предметной специфики.

В то же время А.Г. Асмолов предлагает познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия в качестве способов деятельности.

Сейчас стоит рассказать о том, как же подходы, предложенные исследователями реализуются непосредственно при работе с учащимися.

В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Участие в конференциях – яркий пример применения проектного обучения в рамках уроков русского языка и литературы в условиях междисциплинарного подхода и творческой самореализации учащихся.

За три года мы приняли участие в таких конференциях как:

  1. Школьная научно-практическая конференция «Юный исследователь», 2016 год – диплом II степени, Султанова Аделя (9 класс)
  2. Школьная научно-практическая конференция «Юный исследователь», 2015 год – диплом III степени, Микрюков Георгий (8 класс)
  3. Районная научно-практическая конференция учащихся «Наука – дело молодых», 2015 год, сертификат участника, Султанова Аделя (9 класс).
  4. Районная научно-практическая конференция учащихся «Наука – дело молодых», 2015 год, сертификат участника, Микрюков Георгий (8 класс).
  5. II научно-практическая городская конференция школьников «Дни науки», 2015 год – сертификат участника, Голяндин Даниил (8класс).
  6. III научно-практическая городская конференция школьников «Дни науки», 11 марта 2016 года – диплом призера, Султанова Аделя (9 класс), сертификат участника, Голяндин Даниил (9 класс).
  7. X городская научно-исследовательская конференция им. Д.С.Лихачева, 27 февраля 2016 года, сертификат участника, Султанова Аделя (9 класс), также результатом стала публикация в сборнике материалов конференции).
  8. I городская научно-исследовательская конференция «Язык. Культура. XXI век», 2016 года — сертификат участника, Микрюков Георгий (9 класс), сертификат участника, Макаров Владислав (9 класс), сертификат участника, Султанова Аделя (9 класс), диплом III степени, Голяндин Даниил (9 класс).
  9. Городской конкурс исследовательских работ «Юный исследователь», 2016 год, диплом за III место на секции «Науки о языках», Куркина Ралина (6 класс), диплом за III место на секции «Краеведение», Агеева Елизавета (5 класс).
  10. IX Городская научно-исследовательская конференция школьников имени К.Д. Ушинского, 2016 год, сертификат участника, Газизова Алина, Султанова Аделя (10 класс), Агеева Елизавета (6 класс) – диплом призера.
  11. IX республиканская научно-практическая конференция «Нобелевские надежды – 2016», 2016 год – диплом за III место, Микрюков Георгий (9 класс).
  12. XIII Межрегиональные юношеские научно-исследовательские чтения им. Каюма Насыри, 3 апреля 2015 года, сертификат участника, Голяндин Даниил (8 класс).
  13. XIII Всероссийская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в XXI веке («Татьянин день»)», 25-27 января 2016 года – сертификат участника, Султанова Аделя (9 класс), сертификат участника, Микрюков Георгий (9 класс), сертификат участника, Голяндин Даниил (9 класс).
  14. XIV Международная молодежная научно-практическая конференция им.Каюма Насыри, 4 марта 2016 года, диплом II степени, Султанова Аделя (9 класс), диплом III степени, Макаров Владислав (9 класс).

Участие в конференциях плодотворно сказалось на качестве усвоения материалов обучающимися, так развиваются познавательные способности, аналитическое нестандартное мышление и общий кругозор. Практика конференций сохраняется и рамках учебных занятий, таким образом, не только одаренные дети оказываются вовлечены в эту практику, но и слабоуспевающие, а ребята с бОльшим опытом выступлений помогают другим в подготовке докладов.

участие в научно-исследовательских конференциях

 

количество участников

количество призовых мест

2013-2014

0

0

2014-2015

4

0

2015-2016

18

9

Таким образом, количество и качество участия в конференция только растет, а применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

 

Интерактивное обучение – это обучение через опыт.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.

Как показал опыт работы и требования федерального государственного образовательного стандарта, Современная система образования должна идти в ногу со временем: сейчас уже ставшее «традиционным» использование презентаций и аудиодисков на уроках литературы не может удивить, заинтересовать современных школьников  — возникает вопрос разработки новых технологий, программ, проектов, которые бы соответствовали всем требованиям и современных школьников, и творческой активности работников образования, и личностно-ориентированного подхода, и предусматривались бы различные формы организации деятельности, а также это новшество должно быть оптимальным по содержанию, объему и соответствовать отведенному для изучения данного материала времени.

Данными требованиями и обусловлена актуальность нашего инновационного проекта «Доступные уроки». «Доступные уроки» — серия видеофильмов по различным предметам (в рамках данного конкурса представлен предмет «Литература»), созданных мною с опорой на рабочие программы и теорию Эдгара Дэйла в области использования аудио-визуальных материалов в обучении.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.

 

Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний и умений.

При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Поскольку человек – самое сложное существо на земле, соединяющее в себе природные и культурные начала, которые в свою очередь являются синтетическим продуктом деятельности предшествующих поколений, постольку идеи интеграции максимально адекватны феномену человеческого сознания.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. В  связи с тем, что помимо русского языка и литературы я являюсь учителем обществознания, искусства, философии и основ религиозных культур и светской этики, подобная система интеграции упрощается и представляется в едином комплексе гуманитарных предметов, проводимых одним учителем.

В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:

  • аналитические,
  • учебно-информационные,
  • коммуникативно-речевые.

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:

  • умения сопоставлять явления и факты;
  • умения выделять главное;
  • умения составлять из отдельных элементов целую картину;
  • умения формулировать общую проблему;
  • умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

  • умение извлекать информацию из различных источников;
  • умение составлять план;
  • умение отбирать материал по заданной теме;
  • умение составлять письменные тезисы;
  • умение подбирать цитаты;
  • умение составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

  • умение составлять связное устное высказывание;
  • умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
  • умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
  • умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
  • умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
  • умение использовать различные средства наглядности;
  • умение выражать свое мнение и аргументировать его;
  • умение оформлять научно-исследовательские работы;
  • умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
  • умение вести дискуссию.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Интегрированные уроки развивают кругозор обучающихся, результатом чего стали публикации моих учеников:

  1. Голяндин Д.В., Султанова А.Р. Отражение войны в творчестве Булата Окуджавы / Д.В.Голяндин, А.Р.Султанова // «Ни шагу назад!», посвящается 75-летию Московской битвы: тезисы научно-практической конференции «Наследники Великой Победы». – Казань, 2016. – С. 71-72.
  2. Султанова А.Р. Жанровые особенности исторических житий первого периода (от крещения Руси до Макарьевских соборов) / А.Р.Султанова // Сборник тезисов иссл. работ, представленных на X городскую научно-исследовательскую конференцию им. Д.С.Лихачева. – Казань, 2016. – С. 9-10.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость  различных наук. С каждым годом в условиях применения интегрированного подхода возрастает успеваемость и качество усвоения предметов:

Руский язык

 

Литература

 

2013-2014

50

2013-2014

57,29

2014-2015

67,9

2014-2015

60

2015-2016

68

2015-2016

70

А приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

В основу диагностики сформированности уровней деятельности нами был выбран метод Бенджамина Блума (Таксономия), в рамках которого выделяются 4 уровня:

Ученический

Уровень усвоения учебной деятельности, который позволяет ученику:

1) При повторном воспроизведении информации отличить ее правильное использование от неправильного,

2) Выполнять алгоритмические действия при внешне представленных пооперационных правилах действия.

Репродуктивный (воспроизводящий) 

Уровень усвоения учебной деятельности, который позволяет ученику самостоятельно:

1) Воспроизводить базовое предметное содержание

2) Применять усвоенные алгоритмы, способы работы в типовой, знакомой ситуации.

Продуктивный (реконструктивный)

Уровень усвоения учебной деятельности, на котором  ученики способны:

1) Самостоятельно воспроизводить и использовать усвоенную информацию для получения новой информации. Воспроизводить доказательства (обоснования) сложных взаимосвязей, системно излагать теоретические концепции.

2) Действовать в  видоизмененной ситуации, требующей  модернизации типового способа деятельности, приспособления его к новой ситуации. Выполнения заданий,  требующих комбинации типовых действий.

Творческий (исследовательский, компетентностный).

Уровень усвоения учебной деятельности, на котором  ученики способны действовать в новых для себя условиях:

1) Обнаруживать  новые свойства известных объектов, находить новые  объекты и их свойства.

2) Выполнять действия в новой для ученика ситуации, требующей построения нового способа действия на основе общих приемов деятельности.

Эволюцию сформированности уровней деятельности вы также можете увидеть в таблице, где данные представлены за сентябрь 2015 и за сентябрь 2016 гг.

Сентябрь 2015 года

Сентябрь 2016 года

57 %

72 %

 

В заключение нужно отметить, что содержание образования на современном этапе составляют взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы, включающие знания о природе и обществе, мышлении и способах деятельности; опыт этой деятельности  в решении разных проблем; опыт ценностного отношения к окружающему миру, к людям. Содержание общего образования, с одной стороны, становится не только важнейшим условием учебной, познавательной, творческой деятельности и самореализации учащихся, но и выступает инструментарием для конструирования и осуществления учащимися этой деятельности.

 

Список использованной литературы

  1. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход как ядро российского образования. [Электронный ресурс]. URL: http://teacher-of-russia.ru (дата обращения: 22.01.2017).
  2. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск: Технопринт, 200. – 375 с.
  3. Дылгырова Р.Д. Идеи метапредметности в истории педагогики. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/idei-metapredmetnosti-v-istorii-pedagogiki (дата обращения: 21.01.2017).
  4. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004.
  5. Хуторский А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm (дата обращения: 20.01.2017).
  6. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос», 2012. — № 1.

Один комментарий

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *