Элективный курс по русскому языку 10 класс «Русский язык: орфография и пунктуация в алгоритмах»

Скачать Элективный курс по русскому языку 10 класс
 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Элективный курс по русскому языку

10 класс

«Русский язык: орфография и пунктуация в алгоритмах»

 

на 2016- 2017 учебный год

 

МБОУ « Школа №166»   Советского района   г.Казани

 

Составитель: Аглей Елена Андреевна

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1 от 29 августа2016 г.


 

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа элективного курса по русскому языку  для 10 класса составлена в соответствии со  следующими нормативными  документами:

— Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Приказом МО и Н РФ  «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03 2004 №1089;

— Законом РТ «Об образовании» ( в действующей редакции);

— Примерной программой основного общего образования по русскому языку ( базовый уровень); 2011.

— Методическим пособием «Русский язык: орфография и пунктуация в алгоритмах», Владимировой А.В.;

— Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы основного общего образования и имеющих аккредитацию на 2016-2017 учебный год;

 — Учебным планом МБОУ «Школа № 166» на 2016 – 2017 учебный год;

  — Образовательной программой среднего общего образования МБОУ МБОУ «Школа № 166».

 

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Основная цель данного элективного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма.  Изучение орфографии в разрезе данного курса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения.   В 10 классе отводятся часы на систематизацию орфографии, далее в 11 классе систематизируются знания по пунктуации. Такой подход не исключает попутного  повторения важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.Данный элективный курс способствует практической подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку и успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования.

Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих задач:

  • обучающие– расширение познаний учащихся по определенным темам, изученным ранее.
  • развивающие– развитие умения применять теоретические знания на практике, активизировать внимание учащихся на собственной письменной речи, научить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное.
  • воспитывающие воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни, интереса к предмету, осознания необходимости изучения орфографии как основы для правильного общения в любой сфере профессиональной деятельности.
  • практические – овладение навыками пользования различными словарями и другой справочной литературой для решения орфографических задач, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

 

Курс предлагается учащимся 10 б класса негуманитарного профиля (химико-биологического).Основные направления в работе с учащимися следующие:

  • усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что дает возможность обеспечить безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла;
  • опора на этимологический анализ при обучении орфографии;
  • систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирования умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, взаимосвязь.

Главным результатом должно стать формирование  умения правильно выбрать нужное правило из множества орфограмм и пунктограмм, умения видеть общие и отличительные свойства, глубоко осмыслять полученные знания, пользоваться выбором в правильном написании.

 

Требования к знаниям и умениям обучающихся

В результате изучения курса учащийся должен:

Знать:

  • теорию возникновения правил орфографии;
  • особенности слогового принципа русской графики и вытекающие отсюда орфографические вопросы;
  • отступления от слогового принципа русской графики (касается некоторых орфограмм, пишущихся на основе исторического (традиционного) принципа);
  • принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем: морфологического, фонетического, традиционного;
  • особенности употребления строчных и прописных букв;
  • общие принципы слитного, дефисного и раздельного написания слов;
  • алгоритмы написания трудных орфограмм.

Уметь:

  • соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи;
  • выполнять орфографический разбор слова;
  • применять орфографические словари и справочники по правописанию при решении орфографических задач;
  • самостоятельно добывать знания, работая с различными источниками информации, включая ресурсы Интернета;
  • владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения;
  • использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

 

Формы организации учебного процесса

 

Предусматривается работа с обобщающими схемами, таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ слов; работа с различными словарями; орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей.

Нельзя вести работу по обобщению изученного без совершенствования речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо (с учетом разных ситуаций общения).

Весь материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволят ученику усвоить и осознать правильное написание изучаемой орфограммы, расширить их познания в этой области:

  • лекции учителя с различными видами заданий;
  • сообщения учащихся;
  • беседы с элементами практической работы;
  • работа в больших и малых группах;
  • самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, анализ и выводы об изменениях;
  • упражнения с языковым материалом;
  • поиск в произведениях художественной литературы нужной трудной орфограммы, использование данной орфограммы в своей практике;
  • фактическая работа по исправлению орфографических ошибок;
  • проведение практикумов, семинаров;
  • итоговый контроль.

 

Место предмета в учебном плане

 

Элективный курс по русскому языку «Русский язык: орфография и пунктуация в алгоритмах» предназначен для учащихся 10–11 классов и рассчитан на 2 года обучения: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю), 11 класс – 34 часа (1 час в неделю).Содержание элективного курса разработано с учётом государственного стандарта общего образования по предметной области «Русский язык», касающейся изучения сущности разных типов трудных орфограмм, и на основе программы элективного курса для 10-11 классов: «Русский язык: орфография и пунктуация в алгоритмах».

 

Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по литературе в 10 классе.

Задачи РП:

  • дать представление о практической реализации компонентов ФГОС при изучении литературы;
  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения элективного курса «Литература» с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса ОУ и контингента обучающихся.

Рабочая программа разрабатывается в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых (личностных, предметных, метапредметных) результатов обучения в соответствии с требованиями Стандарта.

Функции рабочей программы:

  • нормативная, так как является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, для достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания (планирование), организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • контрольно-оценочная, то есть выявляет уровни освоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

 

Содержание курса

Элективный курс для 10 класса посвящен Орфографии и  отражает следующие разделы:

  • особенности письменного общения -2ч.;
  • рассмотрение орфографии как системы правил правописания – 2ч.;
  • правописание морфем (правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний) -18ч.;
  • слитные, дефисные и раздельные написания слов, работа со словарем «Слитно или раздельно?» -10ч.;
  • написание строчных и прописных букв, работа со словарем «Строчная или прописная?» -2ч.;
  • Итоговое повторение – 1ч.

 

 

 

 

Календарно — тематическое планирование

 

 

Тема урока    

Кол-

во

часов

 

Тип урока

Дата

план

Факт

Особенности письменного общения – 2 ч.

1

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка

1

Урок закрепления изученного

 

 

2

Особенности письменной речи

1

Комбинированный урок

 

 

Орфография – 32 ч.

Орфография как система правил правописания -2ч.

3-4

Орфография как система правил правописания

2

Комбинированный урок

 

 

Правописание морфем -18 ч.

5-6

Правописание гласных корня.

2

Комбинированный урок

 

 

7-8

Группы корней с чередованием гласных

2

Комбинированный урок

 

 

9

Чередование согласных корня

1

Комбинированный урок

 

 

10-11

Правописание приставок

2

Комбинированный урок

 

 

12

Правописание суффиксов

1

Комбинированный урок

 

 

13

Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

1

Комбинированный урок

 

 

14

Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание.

1

Комбинированный урок

 

 

15-16

Типичные суффиксы глагола и их написание.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов.

2

Комбинированный урок

 

 

17-18

Правописание Н и НН в словах разных частей речи

2

Комбинированный урок

 

 

19

Правописание окончаний

1

Комбинированный урок.

 

 

20-21

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма

2

Комбинированный урок

 

 

22

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Этимологическая справка как  прием объяснения написания морфем

1

Комбинированный урок

 

 

23

Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

1

Комбинированный урок

 

 

24-25

Написание НЕ со словами разных частей речи.

2

Комбинированный урок

 

 

26-27

Различение приставки ни- и слова ни.

2

Комбинированный урок

 

 

28

Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.

1

Комбинированный урок

 

 

29-30

Особенности написания производных предлогов. Отличия союзов от созвучных сочетаний слов.

2

Комбинированный урок

 

 

31-32

Образование и написание сложных слов.

2

Комбинированный урок

 

 

Написание строчных и прописных букв – 2 ч.

33-34

Написание строчных и прописных букв

2

Урок систем-и и обобщения

 

 

Критерии оценивания

 

В ходе изучения предмета оценки в журнал не выставляются.

Для отслеживания уровня знаний и умений используются письменные работы и устный опрос:

«зачтено» —  если правильно выполнено 60% или более от заданного материала.

«не зачтено» —  если менее 60 %

 

Список литературы

 

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2010.
  2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10-11 классы. – 3-е изд. — М.: ООО «ТИД», 2008.
  4. Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык / О.Ф. Вакурова, С.И. Львова, И. П. Цыбулько. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2009.
  5. Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  6. Егораева Г.Т., Русский язык: сборник заданий и методических рекомендаций.-3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  7. Нормы русского литературного языка: практ. Материал к урокам / О.В. Загоровская, О.В. Григоренко, Г.А. Заварзина и др.; под ред. О.В. Загоровской. – М.: Просвещение,2006.
  8. Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  9. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2008.
  10. Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ : учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
  11. Сенина Н.А., Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. – Ростов-на Дону: Легион, 2010.
  12. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
  13. Сенина Н.А., Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С. 10-11 классы. – Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
  14. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
  15. Шклярова Т.В., Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. Готовимся к ЕГЭ. – М.: Грамотей, 2008.

 

Образовательные электронные ресурсы

  • Сайт учителя русского языка и литературы Акимовой С.А. http://asa.my1.ru/
  • Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/
  • Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.
  • http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
  • http://www.9151394.ru/ — Информационные и коммуникационные технологии в обучении
  • http://repetitor.1c.ru/Серия учебных компьютерных программ ‘1С: Репетитор’ по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии ‘Репетитор. Тесты’ по пунктуации, орфографии и др.
  • http://som.fio.ru/ — сетевое объединение методистов
  • http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
  • http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  • http://schools.techno.ru/ — образовательный сервер «Школы в Интернет»
  • http://www.1september.ru/ru/ — газета «Первое сентября»
  • http://all.edu.ru/ — Все образование Интернета
  • http://www.mediaterra.ru/ruslang/ — теория и практика русской орфографии и пунктуации
  • Навигатор. Грамота.руhttp://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x
  • Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *