Элективный курс по литературе 10 класс «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения»

Скачать Элективный курс по литературе 10 класс

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Элективный курс по литературе

10 класс

«Слово, образ, смысл: филологический анализ

литературного произведения»

 

на 2016- 2017 учебный год

 

МБОУ « Школа №166»   Советского района   г.Казани

 

Составитель: Аглей Елена Андреевна

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1 от 29 августа2016 г.


 

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа элективного курса по литературе  для 10 класса составлена в соответствии со  следующими нормативными  документами:

— Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Приказом МО и Н РФ  «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03 2004 №1089;

— Законом РТ «Об образовании» ( в действующей редакции);

— Примерной программой основного общего образования по русскому языку ( базовый уровень); 2011.

— Методическим пособием «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения»;

— Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы основного общего образования и имеющих аккредитацию на 2016-2017 учебный год;

 — Учебным планом МБОУ «Школа № 166» на 2016 – 2017 учебный год;

  — Образовательной программой среднего общего образования МБОУ МБОУ «Школа № 166».

 

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Данная программа разработана для организации работы с учащимися 10—11 классов средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс «Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения».

Цель курса: развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5-9 классах на основе системы знаний по русскому языку и по теории литературы и расширяемых в старших классах.

Разработанный курс направлен на решение следующих задач:

  • Систематизировать и расширить   навыки анализа текста, которые должны быть сформированы в средних и старших классах; 
  • обучить выявлению своеобразия его художественного со­держания текста   с опорой   на знание теории литературы,   и  сис­темы единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.
  • Создать условия для учебно-исследовательской и творческой работы.
  • Подготовить к ЕГЭ и к обучению в вузе.

 

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • Самостоятельно анализировать  литературно-художественных произведений и их фрагментов в единст­ве формы и содержания;
  • Писать сочинения литературоведческого характе­ра, опирающиеся на знания по теории литературы и на­выки самостоятельного анализа литературных произве­дений.
  • Проводить самостоятельную аргументированную эсте­тическую оценку произведения;
  • Выполнять упражнения, помогающие соотнести зна­ние теоретико-литературных понятий с практикой фило­логического анализа
  • Овладеть исследовательской деятельностью.

 

Поурочное планирование рассчитано на работу по программе в течение двух лет, параллельно с изучением основного курса литературы. Однако занятия элективного курса, на которых углубляются навыки филологического анализа литературного произведения, не «привязаны» жестко к урокам по основному курсу. Предполагается повторное обращение к ранее изученному, рассмотрение уже знакомого литературного материала под новым углом зрения; произведения, не входящие в действующие школьные программы, анализируются нечасто.

В основу планирования учебного материала положен ряд принципиальных соображений, связанных с организацией работы с учащимися и методикой проведения занятий элективного курса.

Расширение круга теоретико-литературных понятий не является основной задачей курса, однако в ряде случаев необходимо для того, чтобы обучающиеся овладели современными подходами к анализу литературного произведения. Введение новых терминов и понятий и их закрепление возможно как на материале, уже знакомом учащимся, так и на неизвестном, в том числе и на примере произведений иностранной литературы.

Постоянное обращение к ранее изученному материалу диктует особые формы работы на занятиях. Слово учителя чаще всего сопровождается выписками, подбором определений, примеров из соответствующих разделов учебного пособия, построением классификаций, с которыми учащиеся предварительно знакомятся. Практическим формам работы, т. е. различного рода упражнениям, заданиям по анализу литературного произведения в одном из аспектов, самостоятельным разборам, отдается явное предпочтение.

Последовательное обращение на нескольких занятиях к одним и тем же литературным произведениям (например, к комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин», роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») не случайно. Оно ставит задачу не только рассмотрения этих произведений под разными углами зрения, с позиции иного возраста и читательского опыта, но и формирования у будущих выпускников средней общеобразовательной школы навыков целостного анализа художественного произведения.

Практически на каждом занятии предполагается работа над заданиями, помещенными в рубрике «Тема для обсуждения», непосредственно подводящей к анализу конкретного литературного произведения в заданном аспекте. Необходимым условием рациональной организации работы на занятии, разумеется, должно быть наличие у учащихся художественного текста. Лишь в отдельных случаях (например, при работе с небольшими по объему произведениями) планируется обращение сразу к нескольким художественным текстам.

Занятия элективного курса проводятся со старшеклассниками, у которых уже сформирован устойчивый интерес к чтению и присутствует мотивация к углубленному изучению литературы, работе с художественным текстом и дополнительными источниками. Важно поддерживать и развивать этот интерес, используя активные методы обучения, элементы занимательного литературоведения, обращаясь к заданиям не только «ретроспективного», но и «перспективного» типа,  т. е. на материале произведений, которые будут изучаться по программе основного курса литературы несколько позже.  Кроме  того, в качестве одного из непременных условий  эффективной   работы следует    рассматривать опору на реальный читательский опыт школьников, их самостоятельное чтение, индивидуальные читательские предпочтения.

Формы текущего и итогового контроля в процессе организации работы учащихся по программе элективного курса в выпускном классе необходимо соотносить с реальными возможностями. Объемные письменные работы (сочинения, рефераты)  планируются только на  завершающих этапах, причем в количестве не более трех в течение учебного года.

 Основная форма проведения занятия — урок комбинированного типа, объединяющий элементы лекции, практикума, консультации, зачета и т. д. Однако в ряде случаев, исходя из конкретных условий работы (особенностей класса, интересов самого учителя), возможно обращение к проблемной лекции или практической работе, выполняемой учащимися под руководством учителя или самостоятельно.

 

Место предмета в учебном плане

 

Элективный курс по литературе  «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения» предназначен для учащихся 10–11 классов и рассчитан на 2 года обучения: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю), 11 класс – 34 часа (1 час в неделю).Содержание элективного курса разработано с учётом государственного стандарта общего образования по предметной области «Русский язык», касающейся изучения сущности разных типов трудных орфограмм, и на основе программы элективного курса для 10-11 классов: ««Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения».

 

Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по литературе в 10 классе.

Задачи РП:

  • дать представление о практической реализации компонентов ФГОС при изучении литературы;
  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения элективного курса «Литература» с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса ОУ и контингента обучающихся.

Рабочая программа разрабатывается в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых (личностных, предметных, метапредметных) результатов обучения в соответствии с требованиями Стандарта.

Функции рабочей программы:

  • нормативная, так как является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, для достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания (планирование), организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • контрольно-оценочная, то есть выявляет уровни освоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема

ТИП УРОКА

ДАТА

1

Филологический анализ литературного произведения.

комбинированный

 

2

Сущность художественного образа.

комбинированный

 

3

Система образов произведения.

комбинированный

 

4

Художественная форма и художественное содержание.

комбинированный

 

5

Художественный стиль.

комбинированный

 

6

Психологизм как стилевое явление.

комбинированный

 

7

Стилизация и пародия.

комбинированный

 

 

8

Автор — текст — читатель.

комбинированный

 

9

 

Адресат реальный и условный.

комбинированный

 

10

Типы и формы повествования.

комбинированный

 

11

«Точка зрения» в литературном произведении.

комбинированный

 

 

12

Монолог и диалог.

комбинированный

 

13

Понятие о композиции литературного произведения.

комбинированный

 

14

Анализ композиции конкретного литературного про­изведения.

комбинированный

 

15

Композиция фабулы и сюжета.

комбинированный

 

 

16

Внефабульные (внесюжетные) элементы литератур­ного произведения.

комбинированный

 

17

 

Внефабульные (внесюжетные) элементы литератур­ного произведения: лирические, публицистические, философские отступления.

комбинированный

 

18

Паратекстовые элементы художественного произведения.

комбинированный

 

19

Сильные позиции художественного

текста.

 

 

комбинированный

 

20

Анализ композиции литературного произведения.

комбинированный

 

21

Художественная речь: поэзия и проза; ритм и метр.

комбинированный

 

 

22

Художественная речь: тропы и фигуры.

комбинированный

 

23

Художественная речь: тропы и фигуры.

комбинированный

 

24

Лингвопоэтический анализ текста (ресурсы общенародного языка в их поэтической функции).

 

 

25

комбинированный

 

26

Индивидуальный стиль писателя.

комбинированный

 

27

Лингвистический анализ лирического произведения.

комбинированный

 

28

Лингвистический анализ отрывка прозы

комбинированный

 

29

Художественное содержание. Тематика и проблематика произведения.

 .

 

 

30

комбинированный

 

31

Идейное содержание и пафос произведения. Образ автора.

комбинированный

 

32

Анализ содержания литературного произведения.

комбинированный

 

33

Итоговая письменная работа.

комбинированный

 

34

Анализ письменных работ.

комбинированный

 

 

 

Критерии оценивания

 

В ходе изучения предмета оценки в журнал не выставляются.

Для отслеживания уровня знаний и умений используются письменные работы и устный опрос:

«зачтено» —  если правильно выполнено 60% или более от заданного материала.

«не зачтено» —  если менее 60 %

 

Список литературы

 

  1. Е.А.  Зинина. Теория и практика анализа художественного  текста. 10 – 11 классы.  Учебное пособие.  — М.: Дрофа,  2007
  2. И.Е. Каплан. Анализ произведений русской классики. Школьный курс. — М.: Новая школа,  1997.
  3. И.Е. Каплан. Анализ лирики в старших классах. 10-11  классы. —  М.: Экзамен,  2006.
  4. Н.М. Петрович, В.Г. Петрович. Литературное досье для лицеиста.  — М.:  Школа — Пресс,  1999.
  5. В.Ф. Чертов и др.. Слово. Образ. Смысл. Филологический анализ литературного произведения. 10-11  классы. Учебное пособие.   —  М.: Дрофа,  2006.
  6. В.Ф. Чертов и др.. Слово. Образ. Смысл. Филологический анализ литературного произведения. 10-11  классы. Методическое пособие. — М.: Дрофа,  2007

 

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *